Белокуриха, Алтай, Горный Алтай - отдых, путешествия, туризм, туры, фотографии
тел. в Барнауле
(3852) 289-322,
289-311,
510-924
о туристической фирме Салют написать письмо

Святые места

Реклама

Оплатить заказанный тур

Счетчики

Ramblers Top100
Яндекс цитирования

Сведения из истории жизни алтайских святителей Макария (Глухарева) и Макария (Невского)

Указ об учреждении Алтайской Духовной Миссии был издан Святейшим Синодом в 1828 году. Первым алтайским миссионером и организатором Духовной Миссии стал преподобный Макарий (Глухарев; 1892-1947) ученый, архимандрит, один из самых выдающихся миссионеров Русской Православной Церкви за всю ее многовековую историю.

Алтайская Миссия, не являясь первой по времени учреждения и будучи далеко не самой большой по многочисленности паствы или протяженности территории действия, была признана лучшей и образцовой среди других Миссий, действовавших в пределах Российской империи в ХIХ начале ХХ века, как наиболее приблизившаяся к идеалу миссионерства.

Алтайские миссионеры не только проповедовали Божественное Евангелие людям, еще не познавшим Христа, и тысячи язычников привели к истинному Богу, не только устраивали миссионерские станы, открывали храмы и монастыри, но и создали письменность для народов Алтая и Горной Шории, одарили их книгами на родном языке, устроили школы и библиотеки, лечили своих подопечных, защищали их от самоуправств чиновничества и нечистых на руку торговцев, обучали ремеслам и огородничеству, знакомили с русской культурой.

Благодаря бережному отношению к языку и национальным традициям коренных жителей Алтая и Горной Шории миссионеры содействовали становлению алтайской национальной культуры. Первое поколение алтайской интеллигенции – учителя, врачи, писатели, художники были исключительно воспитанниками миссионерских школ, детьми алтайцев-миссионеров или бывшими сотрудниками Алтайской Духовной Миссии.

Основатель Алтайской Духовной Миссии архимандрит Макарий прибыл в 1829 г. по распоряжению духовного начальства в Тобольск, где избрал себе сотрудников и через 9 месяцев, 29 августа 1830 года, прибыл в Бийск. Первый выезд архимандрита Макария из Бийска был 4 сентября 1830 года в улус Улала, за 100 верст к юго-востоку от Бийска.

Сначала местное население не хотело иметь никаких отношений с архимандритом Макарием, избегало христианства. Но все действия Макария, исполненные любви, милосердия, сострадания к бедным алтайцам постепенно убедили их в том, что этот человек вовсе не опасный и достойный всякого уважения и любви, полный доверия и покорности. В 1834 году большая часть улалинцев, будучи проникнуты многократно слышимым от архимандрита Макария словом истины, приняли святое Крещение. В течение более чем 13 лет архимандритом Макарием было обращено 678 человек взрослых алтайцев и около 1000 детей, созданы первые отдельные поселения новокрещеных алтайцев, открыты первые миссионерские школы в Улале и Майме. При этом основным принципом его деятельности были слова «действовать кротко и любовно, не прибегая к угрозам или притеснениям…».

В его миссионерской деятельности важное место занимала работа над переводами на алтайский язык. Он лично перевел на алтайский язык начальные молитвы, молитву Господню, Символ веры и т.д. Отцом Макарием была начата огромная работа по созданию Алтайской письменности на основе русского алфавита, он составил самый первый словарь в объеме 3000 слов.

Отец Макарий, понимая, что новокрещенные нуждаются во всесторонней помощи, и не только духовной, лично учил алтайцев сажать овощи, выписывал для них семена и разнообразные пособия по вопросам земледелия и огородничества. Занимался он и медициной, собирал лекарственные травы. В 1838 году в Майме он открыл больницу-богадельню.

Исполняя свой пастырский долг, страдая при этом тяжкими недугами, Отец Макарий стойко переносил длительные переходы, опасные переправы через горные реки, терпел многочисленные лишения миссионерской жизни. Из-за болезней он был переведен с Алтая в Болховский Троицкий монастырь. Когда 4 июля 1844 года он уезжал из Улалы, его провожало все население. 18 мая 1847 года на 55-м году жизни архимандрит Макарий скончался.

Среди алтайского народа существовало и до сих пор существует много легенд и преданий о преподобном Макарии. Согласно одной из них, он жил более 130 лет, ибо Всевышний даровал ему долголетие для просвещения алтайского народа.

Ученик и сподвижники продолжили дело незабвенного, как они называли почившего наставника, и хранили молитвенную память о нем. Архимандрит Макарий (Глухарев) причислен к лику святых.

«Вторым Макарием», 36 лет потрудившимся на Алтае и до своей кончины остававшимся духовным руководителем и попечителем Алтайской Миссии, был замечательный проповедник, крупный духовный писатель и переводчик, названный современниками, как и преподобный Макарий (Глухарев) (1835–1926 г.г.), апостолом Алтая и патриархом алтайских миссионеров, митрополит Московский Макарий Парвицкий-Невский), в последние годы жизни получивший титул митрополита Алтайского.

По окончании в 1854 г. Тобольских духовного училища и семинарии 22 февраля 1855 года М.А. Невский вступил в состав Алтайской Миссии и сразу весь отдался делу. Он исполнял обязанности чтеца, вел занятия в улалинской школе, ухаживал за больными, копал гряды в огородах, - т.е. шел всюду, где был нужен для целей Миссии его труд. Много дней проводил он вместе с неграмотными толмачами над переводами молитв и богослужений на алтайский язык. В 1861 г. в Чулушманском Благовещенском мужском монастыре он принял монашество с именем, которое носил основатель Алтайской Миссии архимандрит Макарий (Глухарев), в честь преподобного Макария Великого.

В сане иеромонаха (рукоположен 19 марта 1861 года) миссионер трудился в Чемальском отделении Миссии, в чемальской и чепошской миссионерских школах. Не заботясь об удобствах жизни, он думал только о наилучшем исполнении возложенных на него Господом обязанностей, во множестве обращая к Христу алтайцев и калмыков, кочевавших в этих местах. Не только новообращенные ценили отца Макария – к нему стекались простые люди со всех мест этого глухого в те времена края, простыми сердцами чувствуя в нем доброго наставника.

В 1864 г., а затем в 1867-68 г.г. в Петербурге отец Макарий подготовил для издания первые книги на алтайском языке, совместно с сотрудниками Миссии им была подготовлена и издана в 1869 году в Казани «Грамматика алтайского языка». Трудиться над переводами богослужебной и духовно-нравственной литературы владыка Макарий не переставал до конца жизни. Им была составлена и напечатана первая нотная книга с алтайским текстом, а также осуществлены и другие важные для миссионерского дела переводы и издания.

В Петербурге при помощи системы востоковеда и философа Н.И. Ильминского иеромонах Макарий развил педагогические принципы обучения населения на Алтае. Осуществлением этих принципов стала составленная им совместно с Михаилом Чевалковым в 1868 г. алтайская азбука.

Возвращаясь на Алтай, отец Макарий вез с собою детально разработанный и уже оправданный практикой план школьного дела и стал осуществлять его с самого начала и с большими успехами. Уже в 1872 году руководимая им Чепошская школа дала учителей для соседних школ. Продолжил он эту деятельность позже в должности заведующего Улалинским центральным миссионерским училищем.

Когда отец Макарий, возведенный в сан архимандрита, в 1883 году стал начальником Алтайской Духовной Миссии, он уже имел 30-летний опыт миссионерской деятельности. За эти годы отец Макарий так узнал Алтай, его население, как никто другой.

Под его руководством значительно возросло число станов, церквей, школ. За годы его управления епархией было устроено и освещено около 300 новых храмов. Умножилось число приходских попечительств, получили развитие многие другие благотворительные учреждения, в пользу приютов владыка и сам неоднократно вносил крупные пожертвования.

Во всей деятельности преосвященного Макария проявлялся дух истинно христианской любви к ближним, отеческой ласки, отзывчивости, открытости.

06 мая 1906 года он был возведен в сан архиепископа, с октября 1908 года стал именоваться архиепископом Томским и Алтайским, а 25 ноября 1912 года государь император Николай II августейшим решением назначил архиепископа Макария митрополитом Московским и членом Святейшего Синода. Когда владыка Макарий уезжал в Москву, буквально весь Алтай плакал: уезжал духовный отец и молитвенник.

Тяжким гонениям подвергался владыка Макарий в период 1917-1920 г.г.

В 1920 г. патриарх Тихон присвоил ему пожизненно титул митрополита Алтайского. Так до самой смерти владыка Макарий оставался духовным руководителем Миссии и продолжал трудиться на благо своей паствы: отправлял на Алтай миссионеров, рукополагал для Сибири епископов и священников, занимался переводами на алтайский язык. «Вот, я еще могу быть полезным Алтаю», - воодушевленно говорил он.

Последние пять лет жизни старец был разбит параличом, но до конца жизни в 1926 г. все собирался на Алтай. Митрополит Макарий, апостол Алтайский, блаженно почил на 91 году жизни в окружении своих духовных чад и почитателей.

Алтай стал свидетелем чудес, которыми Промысел Божий, видимо, содействовал преосвященному Макарию. Его удивительная способность к языкам поражала людей, еще при жизни святитель Макарий имел дар исцеления, несмотря на скудные медицинские знания и незначительность средств аптечки. Келья его всегда была переполнена больными и страждущими, которые уходили от старца исцеленными.

«Сибирский столп Православия», «живой русский святой» - так называли владыку Макария еще при жизни. Митрополит Макарий (Невский) причислен к лику святых.

 
Белокуриха, Алтай, Горный Алтай - отдых, путешествия, туризм, туры, фотографии

В© 2004 Туры на Алтай, отдых в Горном Алтае, Белокуриха, туризм, путешествия.
Туристическая фирма <<Салют>>: Сведения из истории жизни алтайских святителей Макария (Глухарева) и Макария (Невского)
Лицензии
г. Барнаул, ул. Юрина, 204-г, оф. 302, тел. (3852) 510-924, 289-322, 289-311 Call me!

info@altaionline.ru