Белокуриха, Алтай, Горный Алтай - отдых, путешествия, туризм, туры, фотографии
тел. в Барнауле
(3852) 289-322,
289-311,
510-924
о туристической фирме Салют написать письмо

про Алтай

Реклама

Оплатить заказанный тур

Счетчики

Ramblers Top100
Яндекс цитирования

этнография

г. Горно-Алтайск (бывш. Улала)

 

Храм Преображения Господня

 

В 1834 году архимандритом Макарием (Глухаревым) был основан в Улале первый постоянно действующий миссионерский стан, который ко второй половине 1830-х годов стал центральным. Богослужения при архимандрите Макарии совершались в обычных домах или избах. Алтарная часть от остального помещения отделялась раскладным походным иконостасом. В 1838 году «новокрещеные инородцы и другие православные христиане, живущие в Улалинском селении, построили настоящую церковь». Наибольшие пожертвования на ее строительство внесли купец третьей гильдии Андрей Михайлович Шустин и «инородец» Карп Еремеевич Парасев. Размеры первой Улалинской церкви составляли около 15 аршин в длину и восьми аршин в ширину. Освящена она была в честь Всемилостивого Спаса  (празднование 1/14 августа). Фактически, первый храм Горного Алтая представлял собой вид скромного молитвенного дома. В год пятидесятилетнего юбилея Миссии  в Макариевском миссионерском стане, названном в честь преподобного Макария, алтаец Софроний Чендеков, крещенный основателем миссии, построил за свой счет новый храм.

Преподобный Макарий (Глухарев) Алтайский

 

Архимандрит Макарий (в миру – Михаил Яковлевич Глухарев) родился 8 ноября 1792 года. Основатель Алтайской Духовной Миссии. Магистр богословия (1817). Пострижен в мантию 24 июля 1818 года и через 4 дня рукоположен во иеромонаха. Был ректором Костромской Духовной семинарии, настоятелем Костромского Богоявленского монастыря. С 1825г., находясь на покое, проживал в Глинской пустыни. 22 мая 1830 года согласно Указу Св. Синода архимандрит Макарий отправился на Алтай в качестве миссионера. 23 августа 1830 года прибыл на Алтай. Прослужил в Миссии 14 лет, основал несколько станов и окрестил 675 инородцев. Потомки новопросвещенных именовали архимандрита Макария «Незабвенным». По состоянию здоровья был переведен из миссии Настоятелем Болховского Троицкого монастыря (Орловской губернии), где и почил 28 мая 1847г. В августе 2000г. на Архиерейском Соборе причислен к лику святых (Даты по старому стилю).

с.Александровское

 

Храм в честь святого благоверного князя Александра Невского

 

В 1873 году новокрещеным зайсаном Александром Барабошем был построен небольшой храм в  честь святого Александра Невского, его небесного покровителя. Почти через 30 лет деревянный храм сгорел, но на его месте в 1901 году появился заново отстроенный, который был освящен 15 января 1902 года епископом Макарием (Павловым). В ограде Александро-Невской церкви в 1878 году был погребен ее строитель – зайсан 1-й Алтайской дючины Александр Алексеевич Морозов (Барабош). На надгробной плите была сделана надпись: «род.  в 1840 г., принял крещение в 1870 г.» Ныне здание бывшего храма используется под магазин.

с.Балыктуюль

 

Храм великомученика Пантелеимона

 

В 1882 году в Улаганской долине после крещения местных жителей был устроен храм из жердей, кольев, палаток и циновок для архиерейской службы и причащения новокрещеных. В том же году было решено построить настоящую церковь. Купец И.А.Щетинин пожертвовал на эти цели тысячу рублей. Строили церковь местные жители, активное участие в этом принимал Митрополит Макарий Белей. Деревянный храм с колокольней, достроенный в 1898 году, был освящен епископом Сергием (Петровым) 24 июля 1899 года. В 20 веке, после закрытия, храм использовался не по назначению. Были снесены колокольня и купол. В начале 90-х годов храм возвращен Православной Церкви. В 1997 году он полностью восстановлен и заново освящен.

с.Бешпельтир

 

Сруб Никольского храма

 

Деревянный храм с колокольней был построен некрещеным местным жителем Николаем Такочаковым в 1895 году. После закрытия храма в начале 30-х годов в здании разместили клуб. В 1959 году клуб сломали, а из бревен нижней части храма сделали пекарню, позже – дом для учителей. Из верхних бревен построили контору, которая потом стала жилым домом.

с.Бирюля

 

Храм в честь великомученика Пантелеимона

 

Первый молитвенный дом в селе Бирюля был построен в 1859 – 1861 годах. Новый деревянный храм с колокольней построили в 1885 году на средства жены умершего зайсана Александра Барабоша ее вторым мужем – бийским второй гильдии купцом Я.И.Окуловым. Освящал этот храм протоиерей Василий Вербицкий.

После закрытия Улалинского монастыря в Бирюлинский храм была перенесена чтимая икона святителя Николая, присланная с Афона в 80-е годы 19 века. К иконе совершались паломничества до закрытия храма (1926 – 1927 гг.)

В настоящее время у здания бывшего храма отсутствуют купол и колокольня, а помещение находится в частной собственности.

 

с.Красногорское (бывшее с.Старая Барда)

 

Свято-Троицкая церковь

Известно, что в  1888 году в Старой Барде был построен деревянный храм, но вероятнее всего, это был уже не первый храм, выстроенный  в селе.  Храм был построен с богатым внутренним и внешним убранством. Об этом свидетельствуют сохранившиеся в районном музее фрагменты красивейшего иконостаса и старый колокол, отлитый в 1900 году в Тюмени. Священнослужители старобардинской Троицкой церкви окормляли приходы церкви святого Николая, находившейся в соседнем селе Пильно, и молитвенного дома села Ивановка…

 

с.Майма

 

Храм Сошествия Святого Духа

 

Первый каменный храм и первое каменное строение Горного Алтая, самый старый из сохранившихся на Алтае православных храмов на сегодняшний день, детище преподобного Макария (Глухарева). В мае 1831г. о.Макарий избирает местом для миссионерского стана Улалу. Но вскоре он должен был временно оставить ее, поскольку местные инородцы, внимая ложным слухам и опасаясь быть насильственно крещенными, стали откочевывать в Кузнецкий острог. О.Макарий не хотел отпугивать свою потенциальную паству и решил обосноваться в десяти верстах от Улалы в селе Майма. Это было летом 1831г. Здесь жило несколько семей инородцев,  «давно крещенных» приходскими священниками недалеко расположенных храмов. Именно в Майме в 1832 году архимандриту Макарию с «дозволения» Томского генерал-губернатора и согласия «Общества Усть-Майминских землевладельцев» была выделена земля для миссионерского стана, тогда же было начато строительство первого просторного миссионерского дома с помещением для походной церкви. Весной 1832 года по приглашению о.Макария в Миссию приезжает давний его знакомый Иван Савельев с женой, и поселяется рядом со станом. Ему и было поручено строительство миссионерского дома. Из-за недостатка средств постройка дома затянулась до конца 1834 года. В 1842 году на этом же месте, т.е. на территории первого миссионерского стана  по распоряжению архимандрита Макария тщанием бийского купца М.Е.Шебалина началось строительство однопрестольного каменного храма с колокольней. Возведение храма завершилось в 1845 году, и в том же году он был освящен в честь сошествия Святого Духа на Апостолов преосвященным Афанасием, епископом Томским и Енисейским. В качестве миссионерского майминский храм оставался недолго. В 1849(8?) году в связи с увеличением числа крещеных инородцев, он был преобразован в приходской и выведен из штата алтайской Духовной Миссии, тем не менее связь с миссионерами не прерывалась. Так, в 60-е годы настоятелем Майминской церкви был протоиерей Василий Вербицкий, - заместитель начальника Алтайской Духовной Миссии, ученый, этнограф, лингвист много потрудившийся над созданием алтайской грамматики и систематизацией алтайского языка. Молился здесь и святитель Макарий (Невский). Как сообщается в клировых ведомостях по 29 благочинию за 1898г «в 1882 году на средства майминского торгующего инородца Андрея Семенова Сафронова церковь расширена двумя каменными пристроями, с северной и южной стороны» (т.е. к храму пристроили два придела). Известно, что один из приделов был посвящен Архангелу Михаилу, и в церкви пребывала его чтимая икона. В 30-е годы храм закрыли, иконы вывезли, колокольню разрушили, в здании разместили клуб. Когда рядом построили кинотеатр, бывшую церковь передали агрохимлаборатории, силами которой была произведена серьезная перестройка. Несмотря на то, что за годы советской власти были снесены купол и колокольня, надстроен второй этаж, само здание, в перестроенном виде, сохранилось до наших дней. В 1997 году изуродованное и обезображенное здание вернули законному владельцу – православной общине,  в возвращенном верующим храме возобновили богослужение, вместо снесенных купола и колокольни над храмом была возведена небольшая голубенькая маковка с крестом. Ныне возрождение храма продолжается. Настоятелем прихода является Благочинный округа «Республика Алтай» священник Георгий Балакин, второй священник – иерей Сергий Башкатов – отвечает за религиозное образование в Горном Алтае. При Майминской церкви действуют воскресная школа, ризная, трапезная, мастерская, библиотека, есть крестильное помещение, где Таинство Крещения совершается только полным погружением. Богослужение совершается во все субботы, воскресенья и праздники церковного календаря. В 2005 году, году 160-летия Майминской церкви, 22 октября  Преосвященнейший Максим освятил Престол Духосошественской Церкви.

 

с.Онгудай

 

Храм святителя Иннокентия Иркутского

 

Большой деревянный храм с колокольней на каменном фундаменте был построен на пожертвования, собранные начальником Алтайской духовной миссии епископом Иннокентием (Соколовым) в 1908 году. 15 июля того же года владыка Иннокентий освятил храм. С 1913 года этот храм стал основным в Онгудае, а Успенский – приписным. По воспоминаниям старожилов, большой храм вместимостью 500 человек использовался в теплое время года, зимой служили в малом.

Ныне здание храма перестроено с северного фасада и используется как клуб.

 

Свято-Троицкий храм

Деревянный храм с колокольней в честь Успения Божией Матери был построен усердием священника-миссионера К.П.Соколова (будущий епископ Иннокентий) в 1879 году и освящен епископом Владимиром (Петровым) 24 апреля 1881 года. Средства на строительство пожертвованы бийским купцом Алексеем Викуловичем Соколовым.

После закрытия в здании храма размещались музей и библиотека. После возвращения Церкви храм был частично восстановлен и освящен в честь Святой Троицы в 1996 году. Восстановленный храм поражает сочетанием скромности и завораживающей величественности. У алтаря храма похоронены первый писатель-алтаец протоиерей Михаил Чевалков и иеромонах Платон.

 

Могила протоиерея Михаила Чевалкова (ум. 23 августа 1901г.)

 

Михаил Чевалков – верный помощник преподобного Макария (Глухарева). Будучи крещен архимандритом Макарием, стал первым священником-алтайцем в Алтайской Духовной Миссии, основателем династии православных миссионеров в Горном Алтае. Как писатель, является основоположником алтайской литературы. Давно возникла идея увековечить память знаменитого земляка, установить памятник на его могиле, создать музей Чевалкова. До наших дней сохранился дом бывшей миссионерской школы, где затем жила семья священника К.П.Соколова, зятя Михаила Чевалкова и будущего епископа Бийского Иннокентия, последнего начальника Алтайской Духовной миссии. Именно в этом доме прошли и последние дни о.Михаила. Сейчас в доме расположена аптека, но местные власти предполагают со временем разместить там краеведческий музей и музей о.Михаила Чевалкова. В 1996г. на территории Свято-Троицкого храма с.Онгудай, где, у алтаря, предположительно  покоится миссионер,  в память о.Михаила Чевалкова был установлен крест. Долгое время не удавалось избавиться от сомнений в том, правильно ли определено место для установки креста, совпадает ли оно с действительным местом захоронения. Бывший настоятель, о.Андрей Ушаков с прихожанами при определении места для установки креста руководствовались рассказами и предположениями, полученными ими при опросе местных старожилов. Но не все местные краеведы согласились с этим, высказывая предположение, что о.Михаила могли похоронить и в ограде большого миссионерского храма Святителя Иннокентия Иркутского или на кладбище. Документальных источников не было, лишь в 2001году удалось обнаружить рапорт псаломщика Успенской церкви Онгудая за 1909г. о том, что на ее территории находится прах миссионеров – иеромонаха Платона и протоиерея Михаила Чевалкова; значимым было и свидетельство К.К.Соколова, внука епископа Иннокентия и правнука о.Михаила, которому запомнилось с детства, что за алтарем Успенской церкви стояли два креста. Так что место поиска было определено довольно точно, оставалось найти могильные пятна. В этом помог доктор исторических наук археолог П.В.Волков, прихожанин храма Всех святых в новосибирском Академгородке. Под его руководством за слоем строительного мусора уже в первый же день обнаружили фрагменты могильных пятен, легко распознаваемых по цвету невооруженным глазом. Во время работы протоиерей Михаил Погиблов читал вслух «Памятное завещание» о.Михаила Чевалкова, и очевидцы утверждают, что в те моменты, когда он это делал, край могилы обозначался для работающих четче, а когда чтение прекращалось, терялось направление могильного пятна. По завершении работ, как и перед ее началом, была отслужена панихида о протоиерее Михаиле, иеромонахе Платоне и всех почивших тружениках Алтайской Духовной миссии. Остается пока открытым вопрос о том, какая из двух могила именно протоиерея Михаила Чевалкова, но можно предположить, что справа похоронен иеромонах Платон, умерший в 1879 году, а слева находится могила протоиерея Михаила, скончавшегося с 1901 году.  В специальной экспедиции участвовали протоиерей Михаил Погиблов, благочинный Новоалтайского округа, иерей Андрей Ушаков, а также р.Б. Игорь, Феодор, Нина. Теперь не остается сомнений, что Михаил Чевалков покоится именно на территории Свято-Троицкого (ранее – Успенского) храма, в нескольких метрах от креста, поставленного в память миссионера в 1996 году.

 

с.Паспаул

 

Храм Казанской иконы Божией Матери

 

Деревянный храм с колокольней освящен 11 августа 1915 года епископом Иннокентием (Соколовым). В годы советской власти была сделана пристройка, здание использовалось под клуб.

В 1995 году усилиями местных жителей в храме было возобновлено богослужение. В настоящее время храм восстановлен по первоначальному плану.

с.Турочак

 

Свято-Никольский молитвенный дом

 

Настоятель Никольского храма – о.Сергий Хивинцев, награжден правом ношения набедренника.

 

с.Улаган

 

Храм Казанской иконы Божией Матери

 

Деревянный храм с колокольней в устье р.Улаган был построен и освящен в 1911 году. После упразднения его разобрали и перенесли на новое место. Во время сборки на новом месте была удалена средняя часть сруба, соединяющая основную часть храма с колокольней. В таком виде здание возвращено местной православной общине. В 2002 году в храме возобновилось богослужение.

Святитель Макарий (Невский) Алтайский

 

 Родился 1октября 1835г. В миру - Михаил Андреевич Парвицкий-Невский. По окончании Тобольской Духовной Семинарии поступил на службу в Алтайскую Духовную Миссию. В 1861г. – пострижен в мантию и вскоре рукоположен во иеромонаха. В 1875г. заведовал Центральным Миссионерским училищем Улалы  и был определен помощником начальника Алтайской Духовной миссии. В 1884-91 был епископом Бийским (начальником Алтайской Духовной миссии), затем еп.Томским. 29 июня 1906 года возведен в сан архиепископа. За годы служения владыки на Алтае было издано большое количество духовной литературы на алтайском языке, почти ежегодно открывались школы для инородческого населения. С 20 декабря 1912 года по март 1917 года он являлся митрополитом Московским и Коломенским. С этого поста был назаконно уволен временным правительством. Последние годы провел в Николо-Угрешском монастыре, где почил 16 февраля 1926 года(Даты по старому стилю).

За беспримерную подвижническую и миссионерскую деятельность народ называл Владыку Макария «Апостолом Алтая» и «Сибирским Столпом Православия». В августе 2000 года на Архиерейском Соборе причислен к лику святых.

 

c.Чемал

 

Церковь в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»

 

Храм возведен и освящен в 1999году (в рамках празднования 170-летия основания Алтайской Духовной миссии) епископом Антонием (Масендичем, ум. в 2000г) в сослужении с архиепископом Красноярским Антонием на месте разрушенного в 30-е годы 20 века храма Святителя Николая Чудотворца.

* Первый штатный миссионер появился в Чемале в 1850 году. Им был иеромонах Иоанн, приехавший на Алтай из Саровского монастыря. Первоначально богослужения совершались в походном храме на антиминсе в честь Иоанна Крестителя. Но в 1860 году миссионерский молитвенный дом был освящен в честь святителя Николая Чудотворца. В 1861г. Императрица Мария Александровна пожертвовала Никольскому храму «изящной работы» иконостас. (рассказ миссионера о встрече с Божией Матерью)

 *В 1875 году на средства Бийского купца А.В.Соколова в Чемале был построен новый большой деревянный Свято-Никольский храм с колокольней. Вокруг нового храма был обустроен миссионерский стан. Один из миссионерских домов сохранился и поныне. (тот, где ныне размещена воскресная школа –?) Первый же миссионерский храм в связи с постройкой нового был упразднен и какое-то время использовался для проживания миссионеров. В 1896г. упраздненный ранее храм был заново освящен в честь Скорбященской иконы Божией Матери и до 1914г. являлся молитвенным домом женской общины и приюта.

*15 июля 1914г. митрополит Макарий (Невский) освятил третий чемальский храм -  новую церковь во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В связи с этим, первый миссионерский храм был перенесен на Катунский о.Патмос и вновь освящен 9 августа 1915г., по преданию, в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова митрополитом Макарием (Невским). В 20-е годы храм на о.Патмос был уничтожен.

 *В середине (в 30-е годы) 20 века Никольский храм был разрушен. На его месте построили здание поссовета. В 1999г.  на месте разрушенного Никольского храма был заново построен и освящен храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». В 2004 году Чемальская долина впервые за долгое время вновь огласилась колокольным звоном: к Престольному празднику храма – дню памяти иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», ежегодно отмечаемому 6 ноября, на пустую звонницу подняли два небольших колокола. При храме существует воскресная школа. Настоятельствует в храме иерей Николай Шмидтке.

 

Дом-музей зайсана А.К.Бардина

 

Восстановительные работы были закончены несколько лет назад по чертежам Г.И.Гуркина. Перед посетителями в первозданном виде предстает алтайский аил. Здесь можно познакомиться с национальной алтайской культурой: представлены многочисленные предметы быта, костюмы, традиционные ремесла.

 

 

Гора Крестовая – 1336м над уровнем моря

 

В окрестностях с.Чемал находятся удивительные по красоте горы Крестовая, Верблюд(928м) и Мраморная (600м). Если подъем на г.Верблюд могут легко преодолеть все желающие – как дети 5-6лет, так и пожилые люди, то подъем на г.Крестовую труден и может занять весь световой день, его проще осуществлять молодым и энергичным людям. С вершины горы открывается живописный вид на отроги многочисленных гор, даже со снежными вершинами, долины рек Катунь и Чемал. Добраться до вершины можно несколькими путями: один из них – длинный, но удобный и красивый -  пролегает по шоссе в направлении с.Элекмонар, а оттуда, по удобной дорожке, в горы.

В 1912году на Крестовой горе со священниками-миссионерами Павлом Сорокиным, Василием Апанаевым и монахинями Чемальской женской общины побывал Архиепископ Томский Макарий (Невский), о чем свидетельствует дошедшая до наших дней фотография.

 

Место впадения р.Чемал в р.Катунь

 

Местное название «Ворота Сартакпая» связано с национальным алтайским былинным богатырем Сартакпаем, который, согласно одной из легенд, пустил стрелу в Чемальский утес, разрушил его и, таким образом, открыл дорогу для соединения двух рек воедино.

 

Чемальская ГЭС

 

Чемальская ГЭС сооружена в 1935году. Вода падает с высоты около 10метров. Недалеко от ГЭС находятся уникальные источники «живой» и «мертвой» воды. Чемальская ГЭС – излюбленное место прогулок…

 

Женский скит и церковь Иоанна Богослова на о.Патмос (с.Чемал).

 

Место это особое, с ним связаны предания и мистические легенды, одна из которых гласит, что евангелисту Иоанну в ниспосланном видении пригрезились два храма, словно парящие над водой: один в Средиземном море, другой – на противоположном конце земли,  в алтайской глубинке. Любопытно, что название островов (Патмос) в Средиземноморье и на Алтае совпадают. Храм стал символом христианской веры, смирения, миролюбия, терпимости, проповедью любви. Постепенно территория вокруг с.Чемал становится местом паломничества верующих.

*Первый миссионерский походный храм в Чемале был устроен в 1850-1854гг. В 1860г храм был освящен в честь Святителя Николая. В 1861г. Государыней Императрицей Марией Александровной храму был пожертвован иконостас «изящной работы».

*В 1875г. первый миссионерский храм был упразднен (в связи с постройкой неподалеку нового большого деревянного Свято - Никольского храма с колокольней (на средства Бийского купца А.В.Соколова)) и использовался для проживания миссионеров. В 1896г. ранее упраздненный храм был заново освящен (в честь Скорбященской иконы Божией Матери) и до 1914г. являлся молитвенным домом женской общины и приюта.

 *В связи с постройкой в Чемале новой Скорбященской церкви (она была освящена митрополитом Макарием (Невским) 15 июля 1914г.) первый миссионерский храм был перенесен на Катунский о. «Патмос» и вновь освящен 9 августа 1915г., по преданию, в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова митрополитом Макарием (Невским). В Отчете Алтайской Духовной Миссии за 1916 год сказано: «В сказочно красивой местности лежит Чемальская община на берегу гремящей р.Катунь… На остров перенесена маленькая церковь, в которой когда-то в сане иеромонаха, как миссионер Чемальского стана, совершал богослужения Владыка Макарий, около церкви устроена маленькая светлая келлия. Сюда-то, в этот дорогой Владыке по воспоминаниям, эту крохотную келлию удалялся ежедневно на несколько часов Владыка для отдыха, молитвы и воспоминаний… Никто не смел нарушить уединение великого старца, сюда не достигали людские голоса и шум жизни, только волны Катуни, ударяясь о скалы островка, пели свою нескончаемую песню». В 1920-е годы храм на острове был уничтожен.

* В 2000г. заново построен трудами В.Павлова и освящен 10 января 2001г. епископом Антонием (Масендичем, ум. в 2000г). Ныне о. «Патмос» на Катуни, освященный еще в 1855г. епископом Парфением, является Архиерейским подворьем.

 

 

 
Белокуриха, Алтай, Горный Алтай - отдых, путешествия, туризм, туры, фотографии

В© 2004 Туры на Алтай, отдых в Горном Алтае, Белокуриха, туризм, путешествия.
Туристическая фирма <<Салют>>: этнография
Лицензии
г. Барнаул, ул. Юрина, 204-г, оф. 302, тел. (3852) 510-924, 289-322, 289-311 Call me!

info@altaionline.ru